огда и каким образом нам даруется состояние праведности?

ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ

Впредшествующих главах мы разбирали евангельский призыв (призыв Бога веровать в Христа ради спасения), рождение свыше (через которое Бог наделяет нас новой духовной жизью) и обращение (в котором мы отвечаем на евангельский призыв раскаянием в грехах и верой ради спасения). Но как обстоит дело с наказанием за наши грехи ?Евангельский призыв говорит нам, что мы должны верить для того, чтобы нам были прощены наши грехи. Рожде­ние свыше сделало нас способными откликнуться на этот призыв. В обраще­нии мы реализуем наш ответ, веруя в Христа ради прощения грехов. Следую­щим шагом в процессе спасения будет ответ Бога на нашу огда и каким образом нам даруется состояние праведности? веру. Он свершает то, о чем дал нам обетование, а именно признает наши грехи прощенными. Это должно быть законным признанием особого характера наших взаимоотно­шений с Божьим законом, утверждением, что мы полностью прощены и боль­ше не подлежим наказанию.

Правильное понимание учения об оправдании абсолютно принципиаль­но для христианства в целом. Когда Мартин Лютер осознал истину об оправ­дании одной только верой, он стал христианином и исполнился новой для него радостью Евангелия. Самым первым испытанием протестантской Реформа­ции была дискуссия с Римско-католической церковью об оправдании. Если мы стремимся сохранить евангельскую истину для будущих поколений, мы огда и каким образом нам даруется состояние праведности? должны правильно осознавать истину об оправдании. Даже сегодня верный взгляд на оправдание — это разделительная линия между библейским Еван­гелием спасения одной лишь верой и лжеевангелиями спасения, основанных на добрых делах.

Когда Павел рассматривает процесс спасения, он прямо называет оправ­дание: «А кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправ­дал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8:30, курсив мой. — У. Г.). Как мы показали в предыдущей главе, слово «призвал» означает здесь актуаль­ный призыв Евангелия, который включает в себя также и рождение свыше, за которым следует наш ответ в раскаянии и вере (или обращении). После


816_______________________ Часть V. Учение огда и каким образом нам даруется состояние праведности? об искуплении_________________________

актуального призыва и ответа с нашей стороны следующим шагом в процес­се спасения будет «оправдание». Павел отмечает, что это — акт Самого Бога: «а кого оправдал, тех и прославил-».

Более того, Павел достаточно ясно говорит о том, что оправдание проис­ходит после того, как мы обретаем веру, и в ответ на нашу веру: «Во время дол­готерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Рим. 3:26, курсив мой. — У. Г.). Павел говорит также: «Человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим. 3:28, курсив мой. — У. Г.). «Итак, оправдавшись верою, мы огда и каким образом нам даруется состояние праведности? имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 5:1, курсив мой. — У. Г.). «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» (Гал. 2:16, курсив мой. — У. Г.).

Но что такое оправдание? Мы можем определить его следующим обра­зом: оправдание есть единовременное деяние Божье, в котором Он 1) мыслит о наших грехах как о прощенных и о праведности Иисуса как о принадлежащей нам; 2) признает нас праведными в Его глазах.



Разъясняя составные части этого определения, мы сначала рассмотрим вторую его часть: аспект оправдания, в котором Бог «признает нас праведны­ми в Его глазах». Эти пункты рассматриваются в обратном порядке потому огда и каким образом нам даруется состояние праведности?, что в Новом Завете слово «оправдание» и связанные с ним термины соотно­сятся в основном со второй частью этого определения. Однако есть также и места, в которых ясно говорится о том, что признание нашей праведности Бо­гом основывается на том факте, что Бог сначала думает о праведности как о чем-то, что принадлежит нам. Таким образом, следует рассмотреть оба аспек­та, хотя новозаветные термины, относящиеся к оправданию более связаны с тем, что Бог в этом акте признает нас праведными.

А. Оправдывая, Бог выносит официальное решение

Употребление слова «оправдать» в Библии показывает, что оправдание есть акт Бога, в котором огда и каким образом нам даруется состояние праведности? Он выносит о нас официальное суждение. Слово «оправдать» в Новом Завете (греч. SiKcadoo) обладает целым рядом значений, однако самое распространенное из них — «признать справедливым, правед­ным». Так, в Евангелии от Луки читаем: «И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым» (Лк. 7:29). Конечно же, народ и мытари не сделали Бога праведным — этого никто не мог бы сделать. Они признали Бога праведным. Именно в этом значении этот тер­мин употребляется в тех местах Нового Завета, где говорится о том, как Бог признает кого-либо праведным (Рим. 3:20,26,28; 5:1; 8:30; 10:4,10; Гал. 2:16; 3:24). Это значение особенно четко проявляется в Рим. 4:5: «А не делающему, но огда и каким образом нам даруется состояние праведности? верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в пра­ведность». Невозможно предположить, что Павел здесь имеет в виду, что Бог


Глава 35. Оправдание (стать праведным пред Богом) 817

«делает нечестивого праведным» (изменяя его внутренне и делая его морально совершенным), ибо тогда человек зависел бы от результата своих добрых дел. Павел хочет здесь сказать, что Бог признает нечестивого праведным в Своих глазах, и не на основе добрых дел, а в ответ на его веру.

Положение о том, что оправдание есть вынесение официального реше­ния, очевидно при сравнении с осуждением. Павел говорит: «Кто будет обви­нять избранных Божиих? Бог оправдывает огда и каким образом нам даруется состояние праведности? их. Кто осуждает?» (Рим. 8:33,34). «Обвинить» означает признать кого-либо виновным. Противоположностью осуждения является оправдание, т. е. «признание кого-либо невиновным». Это также очевидно из того факта, что Павел говорит об оправдании нас Богом в связи с тем, что кто-то обвиняет народ Божий: такое признание неправеднос­ти не может устоять перед суждением о нашей праведности, изреченным Са­мим Богом.

Некоторые ветхозаветные употребления слова «оправдать» (напр., в Сеп-туагинте греч. 8ik

Павел часто употребляет это слово в значении «признать праведным» или «признать невиновным», когда говорит об оправдании нас Богом, о Его при­знании того факта, что мы, хотя и являемся виновными грешниками, тем


818_______________________ Часть V. Учение об искуплении_________________________

не менее праведны в Его глазах. Следует подчеркнуть, что такое официальное признание само по себе не меняет нашей внутренней природы. В этом значе­нии слова «оправдать» Бог выносит о нас официальное суждение. Вот почему богословы говорят, что оправдание является судебным актом, где слово «су огда и каким образом нам даруется состояние праведности?­дебный» означает «имеющий отношение к официальному судопроизводству». Джон Мюррей проводит очень важное различие между рождением свыше и оправданием:

Рождение свыше — деяние Божье в нас самих; оправдание — сужде­ние Бога о нас. Разница такая же, как между действиями хирурга и су­дьи. Хирург, удаляя раковую опухоль, совершает нечто в нас самих. Но совсем другое дело судья — он выносит вердикт относительно нашего юридического статуса. Если мы невиновны, он признает это.

Чистота Евангелия зависит от признания этого различия. Если оправдание смешивается с рождением свыше или освящением, откры­вается путь для извращения самой сути Евангелия. Оправдание и сей­час есть вопрос того, быть огда и каким образом нам даруется состояние праведности? церкви или не быть1.

Б. Бог признает нас праведными в Его глазах

Когда Бог выносит официальное суждение, Он признает, что мы правед­ны в Его глазах. В таком признании есть два аспекта. Во-первых, это означает, что Бог постановляет, что мы не подлежим наказанию за грех, в том числе за прошлые, нынешние и будущие грехи. После пространного рассуждения об оправдании одной только верой (Рим. 4:1 — 5:21) и вводного рассуждения о грехе в христианской жизни, Павел вновь возвращается к главной теме По­слания к Римлянам и говорит о том, что именно характеризует тех, кто оправ­дан верой: «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые огда и каким образом нам даруется состояние праведности? во Христе Иису­се» (Рим. 8:1). Это означает, что оправданные не подлежат наказанию за грех. Мы не подлежим никаким обвинениям или осуждениям: «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает?» (Рим. 8:33,34).

Мысль о полном прощении грехов раскрывается в гл. 4, когда Павел рас­сматривает оправдание одной только верой. Павел цитирует Давида, который благословляет «человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел». Далее Павел напоминает, что Давид сказал: «Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты; блажен человек, которому Господь не вменит греха» (Рим. 4:6-8, курсив мой. — У. Г.). Очевидно, что такое оправдание свя­зано с прощением грехов огда и каким образом нам даруется состояние праведности?. Также и Давид говорил в Пс. 102:12: «Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши» (ср.: ст. 3).

Однако, если бы Бог просто признал нас прощенными за наши прошлые грехи, это не решило бы наших проблем полностью, это просто сделало бы нас

1 John Murray. Redemption Accomplished and Applied, p. 121.


______________ Глава 35. Оправдание (стать праведным пред Богом)_____________ 819

нейтральными в глазах Бога. Мы пребывали бы в том же состоянии, в каком пребывал Адам еще до того, как он сделал что-либо хорошее или плохое в гла­зах Бога, — он не был виновен пред Богом, но не заслужил и оправдания в глазах Бога. Этот первый огда и каким образом нам даруется состояние праведности? аспект оправдания, в котором Бог признает про­щенными наши прошлые грехи, представлен на рис. 35.1, где знаки «минус» представляют наши грехи, полностью прощенные в момент оправдания.

Рис. 35.1

Однако такого перехода недостаточно, чтобы обрести благосклонность со стороны Бога. Мы должны от моральной нейтральности перейти к позитив­ной праведности перед Богом, праведности жизни в совершенной покорности Ему. Эта необходимость представлена на рис. 35.2, на котором знаки «плюс» означают обретение праведности в глазах Бога.

Рис. 35.2

Таким образом, второй аспект оправдания заключается в том, что Бог дол­жен признать нас не просто нейтральными в Его глазах, но праведными в Его глазах. Он должен огда и каким образом нам даруется состояние праведности? признать, что мы обладаем достоинствами совершенной праведности пред Ним. Ветхий Завет иногда говорит о том, что Бог дарует та­кую праведность Своему народу, хотя сам народ этого не заслужил. Исайя го­ворит: «Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня» (Ис. 61:10, курсив мой. — У. Г.). В Новом Завете Павел говорит об этом более конкретно. Он говорит, что для разрешения нашей нужды в праведности «явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих» (Рим. 3:21,22, курсив мой. — У. Г.). Он говорит: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось огда и каким образом нам даруется состояние праведности? ему в праведность» (Рим. 4:3; цитата из Быт. 15:6, курсив мой. — У. Г.). Это связано с послушани­ем Христу, ибо Павел говорит в самом конце пространного рассуждения об оправдании верой, что «послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим. 5:19, курсив мой. — У. Г.). Итак, второй аспект оправдания заключается в том, что мы обретаем пред Богом достоинства совершенной праведности.


820_______________________ Часть V. Учение об искуплении_________________________

Однако возникает вопрос: как Бог может признать, что мы не подлежим наказанию за грех и что мы обладаем достоинствами совершенной праведно­сти, если мы при этом являемся виновными грешниками? Как Бог может при­знать нас невиновными и праведными, если огда и каким образом нам даруется состояние праведности? на самом деле мы неправедны? Эти вопросы подводят нас к следующему пункту нашего рассуждения.

В. Бог может признать нас праведными, потому что Он вменяет нам праведность Христа

Когда мы говорим, что Бог вменяет нам праведность Христа, это озна­чает, что Бог мыслит о праведности Христа как о принадлежащей нам или рассматривает ее как принадлежащую нам. Мы читаем: «Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим. 4:3, цитата из Быт. 15:6, кур­сив мой. — У. Г.). Павел поясняет: «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. Так и Давид называет блаженным человека, которому огда и каким образом нам даруется состояние праведности? Бог вменяет праведность независи­мо отдел» (Рим. 4:5,6, курсив мой. — У. Г.). Именно таким образом правед­ность Христа становится нашей. Павел говорит, что мы — те, кто получил «дар праведности» (Рим. 5:17).

Уже в третий раз, изучая учение Писания, мы сталкиваемся с понятием «вменить вину или праведность». Когда Адам согрешил, его вина была вме­нена нам; Бог-Отец рассматривал вину Адама как лежащую на нас, а значит, так оно и было2. Затем, когда Христос страдал и умер за наши грехи, наш грех был вменен Христу; Бог мыслил о грехе как о принадлежащем Ему, и понес за него наказание3. Теперь, в учении об оправдании, мы огда и каким образом нам даруется состояние праведности? сталкиваемся с поняти­ем «вменить» в третий раз. Праведность Христа вменяется нам, а потому Бог мыслит о ней как о принадлежащей нам. Это не наша праведность, а правед­ность Христа, которая безвозмездно даруется нам. Поэтому Павел говорит, что Иисус «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освяще­нием и искуплением» (1 Кор. 1:30, курсив мой.— У Г.). Павел говорит также, что желает «найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая чрез веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (Флп. 3:9, курсив мой. — У. Г.). Павел знает, что праведность, которой он обладает пред огда и каким образом нам даруется состояние праведности? Богом, не зависит от его дел; это праведность Бога, которая приходит через Иисуса Христа (ср.: Рим. 3:21,22)4.

2 См. гл. 23 о том, что грех Адама был вменен нам.

3 См. гл. 26 о том, что наша вина была вменена Христу. Павел говорит: «Ибо незнав-
шего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными
пред Богом» (2 Кор. 5:21).

4 Часто можно слышать популярное объяснение, что оправданный означает «словно-
никогда-и-не-грешивший». Такое определение — хорошая игра слов (англ. justified —


______________ Глава 35. Оправдание (стать праведным пред Богом)____________ 821

Для понимания сути Евангелия очень важно подчеркнуть, что Бог при­знает нас справедливыми или праведными не на основе огда и каким образом нам даруется состояние праведности? нашего нынешнего состояния праведности или святости, а на основе совершенной праведности Христа, которая принадлежит нам. В этом состояло основное различие между протестантизмом и католицизмом во времена Реформации. В протестантиз­ме, со времен Мартина Лютера, подчеркивалось, что оправдание не меняет нас внутренне. Если бы оправдание изменяло нас внутренне, а затем призна­вало нас праведными, основываясь на том, какими благими мы стали в ре­зультате этого, то 1) нас никогда нельзя было бы признать совершенно пра­ведными при этой жизни, потому что грех всегда в ней остается, и 2) не было бы никакого основания для прощения прошлых грехов (совершенных еще до того огда и каким образом нам даруется состояние праведности?, как мы внутренне изменились); следовательно, мы никогда не были бы уверенными в том, что мы праведны пред Богом. Мы утратили бы уверенность, которой обладал Павел, когда писал: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 5:1, курсив мой. — У. Г.)5. Если бы мы думали, что оправдание основано на том, каковы мы внут­ренне, мы никогда не осмелились бы сказать вместе с Павлом: «Итак нет ныне никакого осуждениятем, которые во Христе Иисусе» (Рим. 8:1, курсив мой. — У Г.). Мы не были бы уверены, что прощены Богом, мы не имели бы дерзнове­ния приступить к Богу «с искренним огда и каким образом нам даруется состояние праведности? сердцем, с полною верою» (Евр. 10:22).

«just-as-if-1'd-never-sinned». — Примеч. пер.), и в нем есть доля истины (поскольку оправ­данный человек, подобно никогда не грешившему человеку, не подлежит наказанию за грех). Однако это определение неверно в двух других аспектах: 1) в нем ничего не гово­рится о том, что праведность Христа вменяется мне, если я оправдан; в таком случае следовало бы сказать также «словно-бы-я-жил-совершенно-праведной-жизнью»; 2) но, что еще более важно, это определение не демонстрирует того факта, что я никогда не буду «словно-никогда-и-не-грешившим», потому что я всегда буду огда и каким образом нам даруется состояние праведности? отдавать себе отчет в том, что я согрешил и я не невинен, а напротив — виновен, но при этом прощен. Это уже совсем другая картина, по сравнению с определением «словно-никогда-и-не-грешив-ший»! Более того, это совсем другая картина и по сравнению с определением «словно-бы-я-жил-совершенно-праведной-жизнью», потому что я вечно буду помнить, что я не жил совершенно праведной жизнью, но праведность Христа была дарована мне по благодати Божьей.

Таким образом, когда мне прощаются грехи и вменяется праведность Христа, мое положение совершенно иное, нежели положение человека, который словно бы и не гре­шил никогда и огда и каким образом нам даруется состояние праведности? жил совершенно праведной жизнью. Вовеки я буду помнить, что я про­щеный грешник и что моя праведность основана не на мне самом, а на благодати Божьей через спасительный труд Иисуса Христа. Это ценное учение, сущность Евангелия, про­сто не будет понято теми, кого убеждают, что «оправданный» означает «словно-никогда-и-не-грешивший».

5 Страдательное причастие аориста 5iKaia>9emeg, поставленное перед сказуемым, означает действие, которое произошло прежде, чем действие, обозначенное глаголом в настоящем времени, — «мы имеем мир», т. е. «Поскольку мы были оправданы верой, мы имеем мир».


822_______________________ Часть V. Учение об искуплении_________________________

Мы не смогли бы говорить о «даре праведности» (Рим огда и каким образом нам даруется состояние праведности?. 5:17) или сказать, что «дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23, курсив мой. — У. Г.).

Традиционное римско-католическое понимание оправдания сильно от­личается от изложенного здесь. Римско-католическая церковь понимает оправдание как нечто, меняющее нас внутренне и делающее нас более святы­ми. «В соответствии с учением Трентского собора, оправдание есть „внутрен­нее освящение и обновление человека"»6. Чтобы оправдание могло состоять­ся, человек должен сначала креститься, а затем (уже в зрелом возрасте) про­должать веровать: «Действенной причиной... первоначального оправдания является таинство крещения»7. Однако «оправдание взрослого человека не­возможно без веры... Что касается содержания веры, то верить огда и каким образом нам даруется состояние праведности?, так сказать, „отчасти" вовсе недостаточно. Здесь требуется богословская или догматиче-сая вера (конфессиональная вера), которая заключается в твердом принятии Божественных истин Откровения»8. Таким образом, крещение — это средство, посредством которого человек первоначально получает оправдание, а затем требуется вера, чтобы взрослый человек обрел оправдание или продолжил пре­бывать в состоянии оправдания. Людвиг Отт поясняет, что «верить „отчас­ти"» недостаточно — т. е. веры, которая просто доверяет Христу, недостаточ­но. Это должна быть вера, которая принимает учение католической церкви, «богословская или догматическая вера».

Можно сказать, что римско-католический взгляд на оправдание пони­мает его не как вмененную праведность, а как внедренную праведность — т. е огда и каким образом нам даруется состояние праведности?. Бог как бы внедряет в нас праведность, которая внутренне нас меняет, так что морально мы становимся лучше. Затем Он наделяет нас оправданием в раз­личной степени — в соответствии с тем, какая степень праведности была внед­рена или помещена в нас.

В итоге, люди не могут быть уверены, что они пребывают в «состоянии бла­годати», когда Бог, по своей милости, полностью принимает их и проявляет к ним благожелательность. Католическая церковь учит, что люди не могут быть уверены, что они пребывают в этом «состоянии благодати», если только не по­лучают от Бога особого откровения на этот счет. Трентский собор постановил:

Если кто огда и каким образом нам даруется состояние праведности?-либо осознает свою слабость и склонность к греху, то этот человек вполне может чувствовать страх и беспокойство относительно благодати, ибо никто не знает с определенностью веры, не допускаю­щей никакой ошибки, что он достиг благодати Божьей.

6 Ludwig Ott, Fundamentals of Catholic Dogma, p. 257. Следует отметить, что Отт пред­
ставляет более традиционный католицизм до II Ватиканского собора. Многие современ­
ные католики стараются приблизить свое понимание оправдания к протестантскому.

7 Ibid., р. 251.

8 Ibid., p. 252, 253.


______________ Глава 35. Оправдание (стать праведным пред Богом)____________ 823

К этому утверждению Отт добавляет следующий комментарий:

Причина неуверенности относительно состояния благодати заклю­чается в том, что без особого откровения никто не может огда и каким образом нам даруется состояние праведности? с определен­ностью веры знать, удовлетворяет он или нет условиям, необходимым для достижения оправдания. Тем не менее невозможность определен­ности веры ни в коем случае не исключает высокой моральной уверен­ности, подкрепляемой свидетельством совести9.

Более того, если Римско-католическая церковь рассматривает оправда­ние как нечто, что Бог совершает внутри нас, то из этого следует, что люди могут испытать состояние оправдания в разной степени. Мы читаем: «Сте­пень оправдывающей благодати не одинакова во всех праведных людях», и «благодать увеличивается добрыми делами»10. Отт поясняет, как этот католи­ческий взгляд отличается от взгляда протестантских реформатов: «Посколь­ку реформаты ошибочно огда и каким образом нам даруется состояние праведности? рассматривали оправдание как просто внешнее вме­нение праведности Христа, им пришлось также утверждать, что оправдание одинаково для всех людей. Однако Трентский собор постановил, что степень полученной благодати оправдания зависит от оправдываемого человека, в со­ответствии со степенью свободного Божьего распределения, и от состояния и содействия самого получающего»1'.

И наконец, логическим следствием такого взгляда на оправдание явля­ется утверждение о том, что наша вечная жизнь с Богом основывается не на одной лишь благодати Божьей, но также частично и на наших заслугах: «Ибо оправданная вечная жизнь — это и дар благодати, обещанный Богом, и на­града за собственные добрые дела и заслуги огда и каким образом нам даруется состояние праведности?... Спасительные дела в одно и то же время являются и дарами Бога, и деяниями человека, которыми он заслу­живает спасение»12.

Чтобы подтвердить этот взгляд на оправдание цитатой из Писания, Отт постоянно указывает на те тексты Нового Завета, где говорится не только об оправдании, но и о множестве других аспектов христианской жизни, таких, как рождение свыше (которое Бог производит в нас); освящение (которое яв­ляется процессом, происходящим в течение всей христианской жизни, и, ко­нечно же, различается от человека к человеку); обладание различными духов­ными дарами и их использование в христианской жизни (которые различны у каждого человека); вечное вознаграждение (которое огда и каким образом нам даруется состояние праведности? также различается в случае каждого конкретного человека). Подвести все эти тексты под катего­рию «оправдание» — значит совершенно затемнить вопрос и в конечном счете прийти к выводу, что прощение грехов и признание нас праведными в глазах

9 Ludwig Ott, Fundamentals of Catholic Dogma, pp. 261, 262.

10 Ibid., p. 262.
"Ibid.

12 Ibid., p. 264.


824_______________________ Часть V. Учение об искуплении_________________________

Бога не является даром Божьим, а зависит от наших собственных заслуг. Та­ким образом, это затемнение различий в конечном счете разрушает саму суть Евангелия.

Это прекрасно понимал Мартин Лютер, и именно это стало одной из основных причин Реформации. Когда Благая весть стала воистину Благой вестью об абсолютно безвозмездном спасении в огда и каким образом нам даруется состояние праведности? Иисусе Христе, она распро­странилась, подобно пожару, по всему цивилизованному миру. Но это было просто возвращение к первоначальному Евангелию, которое провозглашает: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иису­се, Господе нашем» (Рим. 6:23, курсив мой. — У. Г.), и настаивает на том, что «нет ныне никакого осуждения тем, кто во Христе Иисусе» (Рим. 8:1, курсив мой. - У. Г.).

Г. Мы оправданы исключительно благодаря благодати Божьей, а не каким-либо собственным заслугам

После того как Павел говорит (Рим. 1:18 — 3:20), что никто не может сам сделать себя праведным перед Богом («Потому что делами закона не оправда­ется пред Ним никакая плоть», Рим огда и каким образом нам даруется состояние праведности?. 3:20), он объясняет, что «все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуп­лением во Христе Иисусе» (Рим. 3:23,24, курсив мой. — У. Г.). «Благодать» Бога означает Его «незаслуженную благосклонность». Поскольку мы не в со­стоянии заслужить эту благосклонность у Бога, единственный путь быть при­знанными праведными заключается в том, что Бог свободно предоставляет нам спасение по благодати, совершено независимо от наших дел. Павел утверждает: «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не отдел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8,9, ср.: Тит. 3:7, курсив мой. — У. Г.). Благодать явно противопоставляется делам и заслугам, именно огда и каким образом нам даруется состояние праведности? она стала причиной, по которой Бог пожелал оправдать нас. Бог не обязан был вменять наш грех Христу или вменять нам праведность Христа; это произошло лишь по Его благосклонности, не заслуженной нами.

В отличие от римско-католического учения о том, что мы оправдываемся благодатью Божьей плюс в определенной мере нашими собственными заслуга­ми, будто мы делаем самих себя подходящими для принятия благодати оправ­дания и будто мы возрастаем в этом качестве через наши добрые дела, Лютер и реформаты настаивали, что оправдание обретается одной лишь благодатью, а не благодатью плюс собственные заслуги.

Д. Бог оправдывает нас по нашей вере огда и каким образом нам даруется состояние праведности? в Христа

Вначале этой главы мы отметили, что оправдание обретается после спа­сительной веры. Павел ясно говорит об этом: «Мы уверовали во Христа Иису-


______________ Глава 35. Оправдание (стать праведным пред Богом)____________ 825

са, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами зако­на не оправдывается никакая плоть» (Гал. 2:16, курсив мой. — У. Г.). Здесь Павел указывает, что сначала обретается вера, и именно ради того, чтобы быть оправданным. Он также говорит, что Христос обретается «чрез веру» и что Бог является «оправдывающим верующего в Иисуса» (Рим. 3:25,26). Вся гл. 4 По­слания к Римлянам — это доказательство того факта, что мы оправдываемся верой, а не огда и каким образом нам даруется состояние праведности? делами, также как Авраам и Давид. Павел говорит: «Оправдавшись верою» (Рим. 5:1).

Писание отнюдь не говорит, что мы оправдываемся благодаря благому характеру, который внутренне присущ нашей вере, словно бы вера была неко­ей заслугой перед Богом. Писание не позволяет нам думать, что наша вера сама по себе есть заслуга перед Богом. Напротив, Писание говорит, что мы оправдываемся «чрез» веру, подразумевая, что вера — инструмент, посредством которого нам даруется оправдание, а не что-то заслуживающее благосклон­ность Бога. Мы оправдываемся исключительно благодаря заслугам Христо­ва труда (Рим. 5:17—19)13.

Однако мы можем задаться вопросом, почему Бог избрал веру в качестве того состояния сердца огда и каким образом нам даруется состояние праведности?, которым мы и достигаем оправдания. Почему Бог не решил даровать оправдание всем тем, кто показывает искреннюю любовь? Или радость? Или удовлетворенность? Или смирение? Или мудрость? Поче­му Бог избрал веру в качестве средства, с помощью которого мы оправдыва­емся?

Очевидно, что все обстоит именно таким, а не иным образом, потому что вера — это то состояние сердца, которое прямо противоположно самоуверен­ности. Когда мы приходим к Христу в вере, мы говорим главное: «Я сдаюсь! Я больше не могу полагаться на самого себя и на мои добрые дела. Я знаю, что сам я не могу сделать себя праведным перед Богом. Поэтому, Иисус огда и каким образом нам даруется состояние праведности?, я доверя­юсь Тебе и полностью полагаюсь на Тебя, чтобы обрести праведность перед Богом». Таким образом, вера — полная противоположность состояния, в ко­тором человек полагается на себя самого, а потому вера — это то состояние,

13 Примером из обыденной жизни может служить получение чека за работу, выпол­ненную для нанимателя. «Способом» или «инструментом», с помощью которого я полу­чаю этот чек, является то, что я протягиваю руку и вынимаю конверт из моего почтового ящика, а затем открываю его и достаю чек. Но работодатель не платит мне ни за одно из этих действий. Плата осуществляется исключительно за работу, которую я выполнил еще до огда и каким образом нам даруется состояние праведности? этого. Ведь вытаскивание чека из конверта не принесло мне ни цента из заработан­ных мною денег — это был просто инструмент или способ, который я использовал, чтобы получить деньги. Сходным образом и вера есть инструмент, который мы используем, чтобы получить оправдание от Бога, но сама по себе она ни в коей мере не является заслугой. (Эта аналогия полезна, но несовершенна, поскольку прежде я все же работал, чтобы заслужить деньги, тогда как оправдание основано на труде Христа. Аналогия была бы точнее, если бы я работал, а затем умер, а уже затем моя жена вынула бы чек из почтового ящика.)


826_______________________ Часть V. Учение огда и каким образом нам даруется состояние праведности? об искуплении_________________________

которое превосходно подходит для спасения, которое совершенно не зависит от наших заслуг, но полностью обусловлено свободным даром Божьей благо­дати. Павел объясняет это, когда говорит: «Итак по вере, чтоб было по милос­ти, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама» (Рим. 4:16, курсив мой. — У. Г.). Вот почему рефор­маты, начиная с Мартина Лютера, так настойчиво утверждали тот факт, что оправдание обретается не через веру плюс в определенной степени наши за­слуги или добрые дела, а через одну только веру. «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие огда и каким образом нам даруется состояние праведности?14 не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8,9, курсив мой. — У. Г.). Павел постоянно повторяет, что «делами за­кона не оправдается пред Ним никакая плоть» (Рим. 3:20); о том же самом идет речь в Послании к Галатам 2:16; 3:11; 5:4.

Однако согласуется ли это с Посланием Иакова? Что Иаков имеет в виду, когда говорит: «Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою толь­ко?» (Иак. 2:24, курсив мой. — У. Г.). Здесь мы должны отдавать себе отчет в том, что Иаков употребляет слово «оправдывать» не в том смысле, в котором это слово употребляет Павел. В начале этой огда и каким образом нам даруется состояние праведности? главы мы отметили, что слово «оправдывать» обладает целым рядом значений и что одно из самых распро­страненных — «признать праведным», но мы также должны отметить, что греч. 5iKai6oo может также означать «демонстрировать или выказывать пра­ведность». Например, Иисус сказал фарисеям: «Вы выказываете себя пра­ведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши» (Лк. 16:15). Суть заклю­чалась не в том, что фарисеи делали здесь и там официальные заявления о том, что они были «невиновны» перед Богом, а в том, что фарисеи всегда ста­рались показать другим, что они были праведны в своих внешних поступках. Иисус знал, что на самом деле они вовсе не огда и каким образом нам даруется состояние праведности? были таковы: «Но Бог знает серд­ца ваши» (Лк. 16:15). Таким же образом и законник, который решил испы­тать Иисуса, спросив Его, что нужно делать, чтобы наследовать жизнь вечную, на первый вопрос Иисуса ответил верно. Но когда Иисус сказал ему: «Так по­ступай, и будешь жить», законник не был удовлетворен. Лука говорит: «Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?» (Лк. 10:28,29, кур­сив мой. — У. Г.). Он не хотел заявить, что он невинен в глазах Бога; скорее он хотел «выказать себя праведным» перед теми, кто его слушал. Есть и другие примеры употребления слова «оправдывать огда и каким образом нам даруется состояние праведности?» в значении «выказывать себя пра­ведным»: Мф. 11:19; Лк. 7:35; Рим. 3:4.

Трактовка гл. 2 Послания Иакова зависит не только от того, что мы при­нимаем «выказывать праведность» в качестве значения слова «оправдывать»,

14 Слово, переведенное как «сие», — это местоимение среднего рода xoxho, которое относится не к слову «вера» и не к слову «благодать» (поскольку по-гречески это имена существительные женского рода), но к предыдущему высказыванию в целом, которое содержит в себе мысль о том, что вы были спасены благодатью через веру.


______________ Глава 35. Оправдание (стать праведным пред Богом)_____________ 827

но также и от того, что это значение согласуется с контекстом гл. 2 Послания Иакова. Когда Иаков огда и каким образом нам даруется состояние праведности? говорит: «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?» (ст. 21, курсив мой. — У Г.), он говорит о чем-то, происшедшем позже в жизни Авраама, о жертвоприно­шении Исаака, описанном в Быт. 22. Это произошло гораздо позже времени, описанного в Быт. 15:6, когда Аврам поверил Богу, «и Он вменил ему это в праведность». Но именно это более раннее событие в начале отношений Ав­раама и Бога Павел приводит в гл. 4 Послания к Римлянам. Павел говорит о том времени, когда Бог раз и навсегда оправдал Авраама, вменив ему правед­ность в результате веры Авраама в Бога. А Иаков говорит огда и каким образом нам даруется состояние праведности? о гораздо более позд­нем событии, происшедшем после того, как Авраам в течение многих лет прож­дал рождения Исаака, и после того, как Исаак стал достаточно взрослым, что­бы быть в состоянии нести дрова на гору для жертвоприношения. Тут Авраам «показал себя праведным» своими делами, и в этом смысле Иаков говорит, что Авраам оправдался делами, «возложив на жертвенник Исаака, сына сво­его» (Иак. 2:21)15.

Такое понимание подтверждается и более широким контекстом рассуж­дения Иакова. Он подчеркивает, что простое интеллектуальное согласие с Евангелием — это такая «вера», которая вовсе верой не является. Он спорите теми, кто говорит, что у них есть вера, но огда и каким образом нам даруется состояние праведности? в их жизни не видно никаких изме­нений. Иаков говорит: «Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак. 2:18). «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Иаков просто говорит здесь, что «вера» без результа­тов, или «дел», вовсе не является верой, это «мертвая» вера. Он не отрицает ясного учения Павла о том, что оправдание (в смысле официального признания Богом того, что наши грехи прощены) достигается одной только верой, а не делами за­кона; он просто утверждает совсем другую истину, а именно что «оправдание», в смысле внешней огда и каким образом нам даруется состояние праведности? демонстрации праведности, происходит только тогда, когда мы наблюдаем свидетельства этого в чьей-либо жизни. Иными словами, Иаков говорит, что человек «показывает себя праведным делами, а не одной только ве­рой». С этим, несомненно, согласился бы и Павел (2 Кор. 13:5; Гал. 5:19—24).

Практические выводы из учения об оправдании одной только верой име­ют огромное значение. Во-первых, это учение дает нам возможность дать под­линную надежду неверующим, которые осознают, что они никогда не смогут сами сделать себя праведными перед Богом: если спасение — безвозмездный дар, который обретается одной только верой, то любой, услышавший Благую

15 Ведь Иаков цитирует текст «Веровал Авраам Богу, и это вменилось огда и каким образом нам даруется состояние праведности? ему в правед­ность» в ст. 23, но говорит при этом, что слово Писания «исполнилось», когда Авраам принес в жертву своего сына, явно имея в виду, что прежнее признание праведности тогда вылилось в дела; в жизни Авраама стало видно, что оправдание было истинным, именно тогда, когда он возложил Исаака на алтарь.


828_______________________ Часть V. Учение об искуплении_________________________

весть, может надеяться, что вечная жизнь даруется безвозмездно и может быть обретена.

Во-вторых, это учение дает нам уверенность втом, что Бог никогда не при­нудит нас нести наказание за грехи, которые забыты в заслугах Христа. Ко­нечно же, мы можем продолжать огда и каким образом нам даруется состояние праведности? страдать от обычных последствий греха (ал­коголик, бросивший пить, может ощущать физическую слабость до конца своей жизни, а вор, который оправдан, может, тем не менее, отправиться в тюрьму, чтобы понести наказание за преступление). Более того, Бог может дисциплини­ровать нас, если мы продолжаем неповиновение Ему (см.: Евр. 12:5— 11), и Он делает это по любви и ради нашего же блага. Но Бог никогда не будет мстить нам за наши прошлые грехи, или принуждать нас нести наказание за них, или в гневе наказывать нас, намереваясь причинить нам боль. «Итак нет ныне ни­какого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» (Рим. 8:1). Этот огда и каким образом нам даруется состояние праведности? факт дол­жен приносить нам огромную радость. Мы должны быть уверены, что Бог при­нял нас и мы стоим пред Ним как «невиновные» и «праведные» навеки.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Уверены ли вы в том, что Бог признал вас навечно «невиновным» в Своих
глазах? Знаете ли вы когда это случилось в вашей жизни? Вы совершили что-либо,
что стало причиной вашего оправдания? Вы совершили что-либо такое, чем за­
служили оправдание? Если вы не уверены, что Бог оправдал вас полностью и на­
всегда, есть ли что-нибудь, что вам необходимо сделать прежде, чем это случит­
ся? Что вас убедило бы в том, что Бог огда и каким образом нам даруется состояние праведности? безусловно оправдал вас?

2. Представьте, что вы стоите перед Богом в Судный день; как вы полагаете,
достаточно ли просто получить прощение грехов? Или же вы ощущаете, что не­
обходимо, чтобы вам была вменена праведность Христа?

3. Как вы полагаете, важна ли разница между римско-католическим и проте­
стантским взглядами на оправдание? Опишите, как бы вы оценивали ваши взаи­
моотношения с Богом, если бы разделяли римско-католический взгляд на оправ­
дание. Современные католики, которых вы знаете, придерживаются такого же
взгляда на оправдание, или у них другая точка зрения?

4. Вы когда-нибудь задумывались о том, наказывает ли вас все еще время от
времени Бог огда и каким образом нам даруется состояние праведности? за те грехи, которые вы совершили в прошлом, может быть уже
очень давно? Как учение об оправдании помогает вам справиться с этими ощу­
щениями?

Специальные термины

вменить оправдание

внедренная праведность


___________ Глава 35. Оправдание (стать праведным пред Богом)_____________ 829

Библиография

Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях

1. Англиканские (епископальные)

1882-1892 Litton, 265-320

1930 Thomas, 184-198, 210-220

2. Арминианские (уэслианские или методистские)

1847 Finney, 382-402

1875-1876 Pope, 2:358-362, 402-451
1892-1894 Miley, 2:309-326
1940 Wiley, 2:379-401

1960 Purkiser, 287-292

3. Баптистские

1767 Gill, 1:291-300; 2:68-93

1887 Boyce, 394-404

1907 Strong, 846-868

1917 Mullins, 389-401

1983-1985 Erickson, 954-961

4. Диспенсационалистские

1947 Chafer, 3:238-246

1949 Thiessen, 271-276

1986 Ryrie, 298-300

5. Лютеранские

1917-1924 Pieper, 2:3-54, 503-557
1934 Mueller, 242-254, 367-383

6. Реформатские (или пресвитерианские)

1559 Calvin, I, 725-833 (3:11-18)

1861 Heppe, 543-564

1871-1873 Hodge, 3:114-212

1878 Dabney, 618-650

1887-1921 Warfield, BTS, 262-268

1889 Shedd, 2Ы538-552

1937-1966 Murray, CW, 2:202-222; RAA, 117-131

1938 Berkhof, 510-526

1962 Busweli, 2:187-196

7. Обновленческие (или пятидесятнические и харизматические)
1988-1992 Williams, 2:61-82


830____________________ Часть V. Учение об искуплении

Соответствующие разделы в авторитетных римско-католических богословиях

1. Традиционные богословия
1955 Ott, 250-269

Другое работы

Berkouwer, G. С огда и каким образом нам даруется состояние праведности?. Faith and Justification. Trans, by Lewis B. Smedes. Grand Rap­ids: Eerdmans, 1954.

Carson, D. A., ed. Right With God: Justification in the Bible and the World. Grand Rapids: Baker, 1992.

Hoekema, Anthony A. "Justification". In Saved by Grace. Grand Rapids: Eerd­mans, and Exeter: Paternoster, 1989, pp. 152-191.

McGrath, Alister E. lustitia Dei: A History of the Christian Doctrine of Justifica­tion. 2 vols. Cambridge: Cambridge University Press, 1986.

McGrath, Alister E. Justification by Faith: An Introduction. Grand Rapids: Zonder-van, 1988.

Morris, Leon. The Apostolic Preaching of the Cross. 3d ed. Grand Rapids: Eerd­mans, 1965, pp. 251-298.

Murray, John. "Justification". In Redemption Accomplished and Applied. Grand огда и каким образом нам даруется состояние праведности? Rap­ids: Eerdmans, 1955, pp. 117-131.

Packer, J. I. et al. Here We Stand: Justification by Faith Today. London: Hodder and Stoughton, 1986.

Packer, J. I. "Justification". In EDT, pp. 593-597.

Pink, A. W. The Doctrines of Election and Justification. Grand Rapids: Baker, 1974.

Wright, N. T. "Justification". In NDT, pp. 359-361.

Ziesler, J. A. The Meaning of Righteous in Paul. Cambridge: Cambridge University, 1972.

Отрывок для запоминания

Рим. 3:27,28:

Где же то, чем бы хвалиться ?уничтожено. Каким законом ? законом дел ? Нет, но законом веры. Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.


Г Л А В А 36

Усыновление (принятие в семью Бога)


documentasqirtx.html
documentasqizef.html
documentasqjgon.html
documentasqjnyv.html
documentasqjvjd.html
Документ огда и каким образом нам даруется состояние праведности?